Методологические пояснения
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения. Денежные расходы населения – включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары (работы, услуги) зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет, включая сальдо трансграничной Интернет-торговли; расходы на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов; прочие расходы населения. К сбережениям населения относятся: прирост (уменьшение) сбережений на рублевых и валютных счетах в банках Российской Федерации и за рубежом; прирост (уменьшение) средств в форме кредитов и займов от иностранных контрагентов; прирост (уменьшение) сбережений в ценных бумагах (включая векселя и долговые ценные бумаги); расходы на покупку недвижимости (включая сальдо операций с инструментами участия в капитале и недвижимостью за рубежом); прирост (уменьшение) наличных денег на руках у населения в рублях и в иностранной валюте в рублевом эквиваленте; прирост (уменьшение) прочих сбережений. Общий объем сбережений населения корректируется на величину финансовых обязательств (кредиты, ссуды) и на величину реализации финансовых активов (средств от продажи и погашения инвестиционных паев, от реализации долей участия в уставном капитале организаций и др.). Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения. Реальные денежные доходы – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т. е. фактически сложившегося в отчетном периоде) денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период. К пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями, постоянно проживающие в Российской Федерации. Приводятся данные о пенсионерах, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения). Средний размер назначенных месячных пенсий определяется путем деления общей суммы назначенных месячных пенсий (1995-2001 - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения). Реальный размер назначенных пенсий – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период. Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения). Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации), а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации. Начиная с 1 января 2021 г., в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) устанавливается ежегодно на очередной год: в целом по Российской Федерации - Правительством Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения исчисляется: в целом по Российской Федерации - исходя из величины медианного среднедушевого дохода за год, предшествующий году установления величины прожиточного минимума, по субъектам Российской Федерации - с 2021 г. в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленной в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 г., и далее - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом коэффициента региональной дифференциации (соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации). Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения и величины медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации в 2021 году устанавливается в размере 44,2 процента. Величина прожиточного минимума а душу населения и по социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации с 1 января 2022 года устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете (от 6 декабря 2021г. № 390-ФЗ). Величины прожиточного минимума а душу населения и по социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации c 1 июня 2022 г. устанавливаются с учетом их индексации на 10 процентов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (от 28 мая 2022 г. № 973). Медианный среднедушевой доход исчисляется Росстатом Величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливаются в соотношении с величиной прожиточного минимума на душу населения: для трудоспособного населения - 1,09, пенсионера - 0,86, детей - 0,97 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2049, начиная с 1 января 2021 года, формируется показатель "Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности" (до 2020 года включительно - "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума"). Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с границей бедности. Граница бедности определяется путем умножения значения базовой границы бедности на индекс потребительских цен за отчетный период к IV кварталу 2020 г., определяемый цепным методом. Базовая граница бедности соответствует значению величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). Население с уровнем денежных доходов ниже границы бедности – население, проживающее в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже границы бедности, определяемой расчетным методом, исходя из фактического состава обследуемого домохозяйства и границы бедности по социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации по месту проживания обследуемого домохозяйства. Денежный доход домохозяйства включает все поступления в денежной форме, которые это домохозяйство или его отдельные члены получают на годовой или более частой основе. Дефицит денежного дохода до 2020 г. включительно - сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до величины прожиточного минимума. Дефицит денежного дохода с 2021 г. - сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже границы бедности до границы бедности. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации. Объем выборочной совокупности в Еврейской автономной области составляет 255 домашних хозяйств. Обследование основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) и дневниковых записях о произведенных расходах, которые ведутся членами обследуемых домашних хозяйств. Для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств, начиная с 1997 г., применяется двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу. Единицами обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены. Выборка обеспечивает получение репрезентативных данных обследования на федеральном и региональном уровнях (субъектов Российской Федерации). С января 2010 года обследование бюджетов домохозяйств проводится на новой выборочной сети домашних хозяйств, сформированной на основе материалов Всероссийской переписи населения 2002 года. Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющихся инвестициями в основной капитал. С 2001 г. сбор и обработка статистической информации, характеризующей уровень и структуру потребительских расходов населения при проведении бюджетного обследования, производится с использованием Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ-ДХ). Классификатор разработан Федеральной службой государственной статистики на основе Международной статистической классификации индивидуального потребления по целям - Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), которая является одной из функциональных классификаций СНС и служит средством стандартного группирования затрат домашних хозяйств на личное потребление.
|